Обследование слуха педагогом: зачем и как?

Обследование слуха

Обследование слуха педагогом⁚ зачем и как?

Знаете, как часто бывает, что ребенок плохо слышит, а родители об этом даже не подозревают?​ Конечно, ребенка осматривает врач, но не всегда родитель может обратить внимание на некоторые тонкости, которые может увидеть педагог.​ Поэтому, педагогическое обследование слуха важно, как воздух.​ Ведь речь идет о том, чтобы не пропустить проблемы со слухом у ребенка и помочь ему вовремя!​

Представьте, малыш не слышит хорошо, и как следствие, ему сложно сосредоточиться на уроке, услышать, что ему объясняет учитель.​ Он может начать отставать в учебе, становится невнимательным, а это уже совсем другая история.

Знаете, часто бывает, что ребенок плохо слышит, а родители об этом даже не подозревают.​ Конечно, ребенка осматривает врач, но не всегда родитель может обратить внимание на некоторые тонкости, которые может увидеть педагог.​ Поэтому, педагогическое обследование слуха важно, как воздух.​ Ведь речь идет о том, чтобы не пропустить проблемы со слухом у ребенка и помочь ему вовремя!​

Представьте, малыш не слышит хорошо, и как следствие, ему сложно сосредоточиться на уроке, услышать, что ему объясняет учитель.​ Он может начать отставать в учебе, становится невнимательным, а это уже совсем другая история.​

По данным Всемирной организации здравоохранения на 2017 год, более 13 млн человек в России страдают нарушениями слуха, более 1 млн из них дети.​ Согласно Приказа 108 Минздравмедпрома РФ от 29.​03.​1996, в родильных домах всем новорожденным проводится аудиологический скрининг на 24-й день жизни.​ Если по каким-то причинам он не был проведен, его выполняют ребенку в поликлинике по месту жительства.​ Таким образом, охват новорожденных детей по изучению патологии слуха составляет почти 100%.​

Но даже если скрининг прошел успешно, это не значит, что проблемы со слухом у ребенка исключены. Ведь слух – это сложный механизм, который может быть нарушен по разным причинам.​ И нередко изменения в слухе происходят незаметно, пока не станут заметны проблемы с речью, учебой, поведением.​

Педагогические методики исследования слуха помогают выявить проблемы со слухом у ребенка, даже если он не жалуется на них.​ Педагог может заметить, что ребенок не всегда слышит, что ему говорят, не может повторить сказанное, плохо реагирует на звуковые сигналы.

Обследование слуха у детей – это важное мероприятие, которое позволяет своевременно выявить и скорректировать проблемы со слухом.​ Педагоги ⎼ это те люди, которые находятся рядом с детьми каждый день, поэтому они могут заметить признаки проблем со слухом раньше, чем родители или врачи.​

Педагогические методики исследования слуха

Как же педагог может провести исследование слуха у ребенка?

Педагогические методики оценки слуха настолько разнообразны, что их можно разделить по возрасту ребенка, для которого они предназначены.​

Например, у детей от рождения до полутора лет педагог может использовать простые методы⁚

  • Реакция на звук.​ Педагог может издавать разные звуки (хлопать в ладоши, греметь погремушкой) и наблюдать за реакцией ребенка.​ Если ребенок реагирует на звук, это говорит о том, что у него нет серьезных проблем со слухом.
  • Поворот головы.​ Педагог может издавать звук с одной стороны от ребенка и наблюдать, повернет ли ребенок голову в сторону звука.​ Если да, то это также указывает на то, что слух у ребенка в норме.​
  • Распознавание звуков.​ Педагог может показать ребенку предмет (например, погремушку, мячик) и издать звук, который издает этот предмет.​ Если ребенок распознает звук и указывает на предмет, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​
  Что такое нормальная острота слуха?

У детей от полутора до трех лет педагог может использовать более сложные методы⁚

  • Повторение слов. Педагог может произносить простые слова (например, “мама”, “папа”, “мяч”) и просить ребенка повторить их.​ Если ребенок может повторить слова правильно, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​
  • Выполнение простых инструкций.​ Педагог может дать ребенку простую инструкцию (например, “покажи мне мяч”, “дай мне куклу”) и наблюдать за тем, как ребенок ее выполняет.​ Если ребенок выполняет инструкцию правильно, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​
  • Распознавание звуков разных предметов.​ Педагог может показать ребенку картинку с изображением предмета (например, собака, кошка, птица) и издать звук, который издает этот предмет. Если ребенок распознает звук и указывает на правильную картинку, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​

У детей дошкольного возраста педагог может использовать еще более сложные методы⁚

  • Повторение фраз.​ Педагог может произносить простые фразы (например, “мама идет гулять”, “папа читает книжку”) и просить ребенка повторить их.​ Если ребенок может повторить фразы правильно, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​
  • Выполнение сложных инструкций.​ Педагог может дать ребенку сложную инструкцию (например, “возьми куклу и положи ее на стол”, “возьми мяч и брось его в корзину”) и наблюдать за тем, как ребенок ее выполняет.​ Если ребенок выполняет инструкцию правильно, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​
  • Распознавание звуков разных инструментов.​ Педагог может показать ребенку картинку с изображением музыкального инструмента (например, гитара, скрипка, барабан) и издать звук, который издает этот инструмент.​ Если ребенок распознает звук и указывает на правильную картинку, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​

Педагогические методы оценки слуха не заменяют медицинское обследование, но они могут помочь педагогу заметить возможные проблемы со слухом у ребенка и направить его на консультацию к врачу.​

Обследование слуха у детей разного возраста

Ну а теперь давайте поговорим о том, как обследование слуха у детей проводится в зависимости от возраста.​ Ведь каждый возраст имеет свои особенности.​

У детей от рождения до полутора лет педагог может использовать простые методы, о которых мы уже говорили⁚ реакция на звук, поворот головы, распознавание звуков.​

  Анатомия и физиология органов слуха

У детей от полутора до трех лет педагог может использовать более сложные методы⁚ повторение слов, выполнение простых инструкций, распознавание звуков разных предметов.​

У детей дошкольного возраста педагог может использовать еще более сложные методы⁚ повторение фраз, выполнение сложных инструкций, распознавание звуков разных инструментов.​

Например, педагог может провести обследование слуха у ребенка дошкольного возраста следующим образом⁚

  1. Педагог произносит простую фразу (например, “Маша идет гулять”) и просит ребенка повторить ее.​
  2. Педагог дает ребенку инструкцию (например, “Возьми куклу и положи ее на стол”) и наблюдает за тем, как ребенок ее выполняет.​
  3. Педагог показывает ребенку картинку с изображением музыкального инструмента (например, гитара) и издает звук, который издает этот инструмент.​ Если ребенок распознает звук и указывает на правильную картинку, то это говорит о том, что у него хорошо развито слуховое восприятие.​

Обследование слуха у детей школьного возраста может проводиться с помощью специальных тестов.​ Например, педагог может использовать тест на распознавание звуков разных слов, тест на распознавание звуков разных фраз, тест на распознавание звуков разных инструментов.​

Важно отметить, что педагогическое обследование слуха не заменяет медицинское обследование.​ Если педагог замечает проблемы со слухом у ребенка, он должен направить его на консультацию к врачу.​

Необходимость проверки слуха в школе

Многие родители думают, что проверка слуха нужна только перед поступлением в школу.​ Но на самом деле проверка слуха в школе очень важна и должна проводиться регулярно.​

Ведь в школе дети много учатся, они должны хорошо слышать, чтобы понимать учителя, участвовать в уроках, а также в внеклассных мероприятиях.​

Проверка слуха в школе помогает выявлять проблемы со слухом у детей на ранних стадиях, когда их еще можно успешно корректировать.​

В странах, где посещение детского сада является ступенью школьного образования, проверка слуха детей в возрасте 3-7 лет также относится к аудиологическому скринингу школьников.​

По возможности, рекомендовано проведение проверки слуха в процессе обучения (например, в 1٫ 3٫ 5٫ 7 и 9-х классах).​

Проверка слуха в школе проводится учителем-дефектологом, который обладает особыми знаниями и навыками в области аудиологии.​

Учитель-дефектолог может использовать разные методы проверки слуха, в том числе⁚

  • Проверка слуха на шепот.​
  • Проверка слуха на голос разговорной громкости.​
  • Проверка слуха на тональные звуки.​
  • Проверка слуха с помощью специальных тестов на распознавание звуков.

Если учитель-дефектолог замечает проблемы со слухом у ребенка, он должен направить его на консультацию к врачу-сурдологу.​

Проверка слуха в школе – это важный шаг в обеспечении качественного образования для всех детей.​

Комплексное обследование слуха

Помните, что педагогическое обследование слуха ⏤ это только часть большой картины; Для того, чтобы получить полную картину состояния слуха ребенка, необходимо провести комплексное обследование, которое включает в себя как педагогическое, так и медицинское обследование.​

Комплексное обследование слуха проводится в сурдологическом центре, где есть специальное оборудование для проведения всех необходимых процедур.​

Комплексное обследование слуха включает в себя⁚

  • Осмотр наружного слухового прохода (отоскопия).​
  • Тимпанометрия.​ Это исследование, которое позволяет оценить состояние среднего уха.
  • ASSR (компьютерная аудиометрия).​ Это исследование, которое позволяет определить порог слышимости на разных частотах.​
  • Речевая аудиометрия. Это исследование, которое позволяет оценить способность ребенка различать речь.
  • Педагогическое обследование слуха.​
  Нейросенсорная тугоухость: симптомы, причины и что делать

Комплексное обследование слуха позволяет врачу-сурдологу определить степень потери слуха, место поражения слухового анализатора и причину нарушения слуха.​

Важно отметить, что проверка слуха не должна определяться каким-то одним исследованием.​ Это должен быть комплекс, включающий полное обследование слуха.​

Комплексное обследование слуха – это важный шаг в диагностике и лечении проблем со слухом у детей.​

Роль учителя-дефектолога

В школе учитель-дефектолог играет ключевую роль в обследовании слуха у детей.​ Он является главным “слушателем” и наблюдателем за слуховым восприятием ребенка в школе.​

Учитель-дефектолог сурдологического кабинета в ходе диагностических занятий подготавливает ребенка старше 1,5 лет к исследованию тонального слуха, проводит педагогическое обследование слуха у всех малышей и уточняет режим работы индивидуального слухового аппарата, рекомендованного врачом-сурдологом. Затем с детьми старше года организуются реабилитационные занятия из расчета 1 учебный час в неделю на каждого ребенка.​

Учитель-дефектолог имеет специальные знания и навыки в области аудиологии, что позволяет ему определить, есть ли у ребенка проблемы со слухом, и направить его на консультацию к врачу-сурдологу.​

Учитель-дефектолог также может помочь ребенку с проблемами со слухом адаптироваться к школьной жизни, научить его пользоваться слуховыми аппаратами, если они ему необходимы, и дать рекомендации родителям по поддержке ребенка дома.

Важно отметить, что роль учителя-дефектолога в обследовании слуха у детей очень велика.​ Он является связующим звеном между семьей, школой и медицинскими учреждениями, что позволяет своевременно определить проблемы со слухом у ребенка и помочь ему получить необходимую помощь.​

Соотнесение данных медицинского и педагогического обследования слуха

Знаете, очень важно сопоставить результаты медицинского и педагогического обследования слуха ребенка.​ Почему?​ Потому что это позволит нам создать полную картину его слухового восприятия и понять, как ему помочь.​

Медицинское обследование слуха позволяет определить степень потери слуха, место поражения слухового анализатора и причину нарушения слуха.

Педагогическое обследование слуха позволяет оценить, как ребенок слышит в реальных условиях, как он воспринимает речь, как он реагирует на звуковые сигналы.​

Например, медицинское обследование может показать, что у ребенка незначительная потеря слуха, но педагогическое обследование может показать, что у него есть проблемы с восприятием речи в шумной обстановке.​ В этом случае врач-сурдолог может рекомендовать ребенку использовать слуховой аппарат или другие средства акустической коррекции.​

Или, например, медицинское обследование может показать, что у ребенка нет проблем со слухом, но педагогическое обследование может показать, что у него есть проблемы с различением звуков, с восприятием речи на фоне шума.​ В этом случае врач-сурдолог может рекомендовать ребенку пройти курс реабилитации слуха и речи.​

Соотнесение данных медицинского и педагогического обследования слуха позволяет врачу-сурдологу составить полную картину состояния слуха ребенка и разработать индивидуальный план реабилитации.​

Автор статьи
Обследование слуха
Канунников А. В.
Лор (отоларинголог), врач высшей категории. Стаж 19 лет
Звуки здоровья
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности